ОБРЕТЕНИЕ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ
В ХIII веке курская земля, как и все Русское государство, подверглась страшному опустошению от нашествия татар. Курск был совершенно разорен и пришел в запустение. И вот, по преданию, 8(21) сентября 1295 г. в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы некоему благочестивому мужу из г. Рыльска, охотившемуся в лесах в 27 верстах от Курска, явила свой лик Пресвятая Богородица. «…Увидел он близ реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева, лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды…», текущий и по сей день. Икона оказалась Богородичной и сразу же прозвалась Курской-Коренной, и была она небольших размеров: 3,5 х 3,5 вершков (15,6 х 15,6 см). Нашедший с благоговением поместил икону сначала в дупле того же дерева. Затем немедля с товарищами соорудил для нее небольшую деревянную часовенку на том месте, где впоследствии возник монастырский Соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Возвратившись домой, промысловики рассказали о случившемся, и с той поры паломничество ко святому образу и источнику на месте обретения не прекращалось…
КНЯЗЬ НАКАЗАН СЛЕПОТОЙ
О явленных чудесах от иконы узнал рыльский князь Василий Шемяка и приказал перенести икону в Рыльск, что и было немедленно исполнено. Когда же чудотворная икона была принесена к Рыльску, то несшие ее из пустыни люди остановились у самих городских ворот, послали к своему князю с известием о пришествии святой иконы к их городу, прося, чтобы он благословил встретить ее сам. Но князь отказался идти навстречу иконе и приказал поставить ее близ города. Вскоре после оказанного таким распоряжением видимого непочтения к чудотворному образу Божией Матери за свое маловерие князь был поражен слепотою. Осознав свою вину, раскаявшись и совершив усердное моление перед святой иконой, князь получил исцеление. Умиленный этим чудом Шемяка соорудил в Рыльске церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и в ней поставил сею чудотворную икону. Но икона чудесным образом исчезла и возвратилась на место своего явления на берегу Тускари. Были и другие попытки забрать её отсюда и оставить в Рыльске, но всякий раз она чудесным образом возвращалась на прежнее место. Обо всем этом, а также и о многих иных событиях, связанных с этой иконой, повествует первый из дошедших до нас письменных источников «Повесть о явлении чудотворныя иконы Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Знамения, еже нарицается Курская, и о зачале града Курска».
ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ ИКОНЫ
В 1383 году Курская область подверглась новому разграблению со стороны татар. Они хотели сжечь часовню, но она не загорелась. Тогда разъяренные татары разрубили икону пополам и разбросали половинки в разные стороны. Священника Боголюба совершавшего молебствования в часовне, они взяли в плен. Спустя некоторое время он был выкуплен послами Московского князя, приходившими в Орду, и возвратился к месту, где была часовня. После долгих поисков, с постом и молитвою, он нашел обе половинки святой иконы, сложил их вместе, и они срослись так, что не осталось никакого следа от разреза, и только на его месте выступило нечто «аки роса». От Курской-Коренной иконы исходили столь многие благодатные знамения, и совершались столь явные чудеса, что необжитое в прошлом место под Курском стало крупным центром паломничества. Так сама Царица Небесная благоволила к земле курской.
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ИКОНЫ
Когда Курск был восстановлен в 1597 году при царе Федоре Иоанновиче, тогда же по его повелению, святая икона была доставлена в Москву для воздаяния ей подобающего поклонения. Принесенную в Москву икону царь встретил сам с Патриархом Иовом. Благочестивый царь много молился пред ней. Достойно поклонившись ей, царь приказал вставить её в кипарисовую раму с изображением на ней Господа Саваофа вверху, а по сторонам и внизу - ветхозаветных пророков, предвозвестивших людей об избрании, подвиге и служении Преблагословенной Девы Марии. Царица Ирина Феодоровна украсила икону богатой ризой, после чего святыня вернулась обратно в Курск.
СОЗДАНИЕ МОНАСТЫРЯ
В том же 1597 г. последовал другой царский указ, повелевавший создать на месте обретения Курской-Коренной иконы мужской монастырь с церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Туда и вернули из Москвы Курскую-Коренную икону, а с ней и «царское иждивение» на построение Коренной пустыни. Настоятелем-игуменом в эту обитель был назначен священник из Рыльска с именем Георгий, имевший особое усердие к Коренной иконе и почти постоянно совершавший на месте ее обретения молебны и иные требы для богомольцев-паломников. В монашестве он получил имя Евфимий и стал первым настоятелем монастыря. На месте часовни был воздвигнут храм Рождества Пресвятой Богородицы и основан монастырь, а над источником на месте явления чудотворного образа выстроена была другая церковь во имя Живоносного Источника. Новый монастырь стал называться Курской Коренной Рождество-Богородицкой пустынью в память явления иконы при корне дерева.
КРЕСТНЫЙ ХОД
В 1598 году при нашествии крымских татар на юг России святая икона была для большей безопасности перенесена в Курск, а в пустыни был составлен точный список с нее. В 1603 году Самозванец Дмитрий I взял ее из Курска в свой лагерь в Путивль, а затем в Москву, где она находилась в царских хоромах до 1615 года. По повелению царя Михаила Феодоровича она вернулась в Курск и была поставлена в Курском соборном храме, а в 1618 году - в соборе Знаменского монастыря. С тех пор большую часть года святая икона проводила в Курске, а в Коренную пустынь она переносилась лишь на время. С 1806 года, по Высочайшему повелению, было определено, что святая икона должна находиться в Коренной пустыни с пятницы 9-й седмицы по Пасхе и до 12/25 сентября. В эти дни святая икона переносилась из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь от Знаменского монастыря в г. Курске до Коренной пустыни. Этот порядок соблюдался до 1919 года, до тех пор, пока святая икона не отбыла за границу. После многолетнего отступления от веры православной традиция крестного хода была возрождена 15 июня 1990 года. Протяженность его была всего лишь 900 метров внутри монастырской ограды Коренной пустыни. Но с каждым годом его масштабы все возрастали. И сегодня крестных ход - действительно всенародный праздник, в нем принимают участие тысячи паломников из Ближнего и Дальнего Зарубежья, которые воочию убедились, что всякое действо здесь освящено Благодатию Божией и все крестоходцы находятся под Покровом Пресвятой Богородицы.
СПАСЕНИЕ СВЯТОГО ОБРАЗА
Всероссийское почитание чудотворного образа привлекло внимание социалистов-революционеров, которые дерзновенно решили уничтожить одну из наиболее почитаемых народных святынь. В ночь с 7 на 8 марта 1898 года злоумышленники, при помощи адской машины, хотели взорвать чудотворную икону, но Господь Иисус Христос еще больше прославил Свою Пречистую Матерь, ибо, несмотря на страшные разрушения в Знаменском соборе, сама икона осталась невредимой. Исполнение этого гнусного дела было возложено на курского революционера А. Уфимцева, которого М. Горький впоследствии в своих воспоминаниях называл «поэтом научной техники». С Уфимцевым участвовал в устроении взрыва еще один человек. Вот как пишет в своей книге «Одигитрия Русского Зарубежья» епископ Серафим (Иванов): «… Протоирей о. Георгий Грабе был во Франкфурте с Чудотворным образом, к нему подошел старик и, отозвав в сторону, сказал:- Я был сообщником Уфимцева в покушении на взрыв этой иконы. Был я мальчишкой, в Бога не верил. Вот и захотелось мне проверить: если Бог есть, то Он не допустит гибели столь великой святыни. После взрыва я горячо уверовал в Бога и до сих пор горько раскаиваюсь в своем ужасном поступке…» Так было явлено два великих знамения от чудотворного образа «Знамение»: и икона уцелела, и ни одна душа не погибла. 11 апреля 1918 года произошло горестное событие: икону вместе со списком украли из собора Знаменского монастыря средь бела дня. В монастыре и во многих курских храмах ежедневно возносились усердные моления ко Владычице о возвращении её чудотворного образа. И моления курян были услышаны - 3 мая девушка-белошвейка, возвращаясь ранним утром с базара, случайно заглянула в старый колодец и нашла сверток с иконами. Так чудотворная икона была найдена и возвращена на свое место.
ЧУДЕСА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Одним из доказательств бытия Божия являются чудеса, совершаемые по молитве верующих людей. Много чудес было совершено от чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Знамение» Курской-Коренной. Приведем несколько из них. О замечательном чуде, совершенном Пресвятой Богородицей, мы можем прочесть в житии преподобного Серафима Саровского, где сказано, что когда отроку Прохору исполнилось 10 лет, «он отличался крепким телосложением, остротою ума, быстрою памятью и одновременно кротостью и смирением. Его начали учить церковной грамоте, и Прохор взялся за дело с охотою, но вдруг сильно заболел, и даже домашние не надеялись на его выздоровление. В самое трудное время болезни, в сонном видении, Прохор увидел Пресвятую Богородицу, которая обещала посетить его и исцелить от болезни. Проснувшись, он рассказал это видение своей матери. Действительно, вскоре в одном из крестных ходов несли по городу Курскую Чудотворную икону «Знамение» Божией Матери, по той улице, где был дом Машниной. Пошел сильный дождь. Чтобы перейти на другую улицу, крестный ход, вероятно, для сокращения пути и избежания грязи, направился через двор Машниной. Пользуясь случаем, Агафья вынесла больного сына во двор, приложила к чудотворной иконе и поднесла под ее осенение. Заметим, что с того времени Прохор стал поправляться и скоро совсем выздоровел. Так исполнилось обещание Царицы Небесной посетить отрока и исцелить его».
ЧУДЕСА В НАШЕ ВРЕМЯ
В 1992 г. во время крестного хода из Курска в Коренную получил исцеление подросток Кирилл Мадекин, пройдя под образом 7 километров от села Тазово до обители. До этого Кирилл болел неизлечимой болезнью и мог ходить только на костылях. Не помогали никакие методы лечения, безрезультатным оказалось лечение в крымском санатории, продолжавшееся в течение года. Чудо исцеления затем было засвидетельствовано медицинской комиссией, вынесшей после обследования Кирилла диагноз «здоров».
ПРЕБЫВАНИЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ
В 1919 году, в сопровождении епископа Курского и Обоянского Феофана и нескольких братьев Знаменского монастыря, святая икона покинула Россию, прибыв в братскую Сербию. В 1920 году она вновь, по просьбе генерала Врангеля, посетила землю русскую в Крыму и оставалась там до общей эвакуации Русской армии генерала Врангеля. В первых числах ноября 1920 года святая икона возвратилась в Сербию, где и пребывала до 1944 года, затем - в Мюнхене (Бавария), при Митрополите Анастасии, а в 50-х годах её первым домом в США стала Новая Коренная пуснынь. Сейчас она пребывает в Знаменском соборе при Архиерейском Синоде Русской Зарубежной Православной Церкви в Нью-Йорке. По сложившейся традиции икона постоянно путешествует по всему миру, посещая все епархии РПЦЗ, где бывает в домах, больницах, везде, где есть в ней нужда, где люди перед ней усердно молятся. Разделив судьбу русских в рассеянии сущих, величайшая Святыня Русской Православной Церкви икона Божией Матери «Знамение» стала их покровительницей, путеводительницей - Одигитрией.
ПОСЛЕ ДОЛГОЙ РАЗЛУКИ
В мае 2007 года совершила она великое чудо - чудо воссоединения двух ветвей церкви - Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей. Чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная вот уже 90 лет является для русских в рассеянии видимым мостом, соединяющим земной мир с небесным. Она является также и мостом, соединяющим с их родиной - Россией. Икона «Знамение» осеняет своим небесным Покровом все торжества Зарубежной Церкви. В Её присутствии проходят заседания Архиерейского Собора и Синода, а также Всезарубежные съезды молодёжи. Следует помнить и то, что рассеяние русских по всему земному шару и устройство православных храмов во всех странах, где поселились русские, привело к большому интересу к православию со стороны местного населения. В каждой стране началась миссионерская работа, которая привела в лоно Святой Церкви множество людей, ранее ничего не знавших о ней. Курская Икона Божией Матери стала истинной Одигитрией Русского Зарубежья, и невозможно переоценить её историческое и религиозное значение для рассеянных по всему свету русских людей. После исторического подписания Акта о каноническом общении стало возможным объединение всех верных чад Русской Православной Церкви, живущих в Отечестве и в рассеянии. Трудами и молитвами многих русских людей от архиереев и государственных деятелей до благотворителей и прихожан храмов восстановлена главная святыня Курской Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни - храм Рождества Пресвятой Богородицы, престол которого будет освящен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом 23 сентября, по милости Божией, пред подлинным чудотворным образом Божией Матери Курской-Коренной, который впервые за 90 лет посетит место своего обретения. Икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и по решению Архиерейского Синода РПЦЗ посетила Россию с 12 сентября по 2 октября 2009 г. В Москве чудотворный образ пребывал в храме Христа Спасителя. 23 сентября Святейший Патриарх Кирилл привез чудотворный образ в Курск. На площади Перекальского икону Божией Матери встретил крестный ход и торжественно сопроводил в Знаменский кафедральный собор. 24 сентября в Коренной пустыни Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин освящения престола и храма Рождества Пресвятой Богородицы и первую Божественную литургию. Затем 25 сентября чудотворная икона крестным ходом была перенесена из Коренной пустыни в Знаменский кафедральный собор города Курска, где пробыла до 2 октября. Сердце наполняется необыкновенной радостью от одной мысли, что чудотворная икона «Знамение» Курская-Коренная посетила место своего обретения. Ведь своим настоящим мы обязаны Царице Небесной и ее чудотворному образу, к которому мы должны прибегать не только в болезнях и скорбях, но и с великой благодарностью за наше настоящее, и с молитвой о будущем, чтобы своим святым омофором Она и далее оберегала нашу землю и единство православного народа.